Доступная среда
Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время обеспечение доступности образовательных учреждений для людей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (с изменениями и дополнениями) утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы, направленная на создание общих правовых, экономических и институциональных условий, способствующих успешной интеграции маломобильных групп населения в общество и повышению качества их жизни. Одним из направлений программы является реализация комплекса мероприятий по созданию в образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья.
Уважаемые посетители сайта!
Данный раздел содержит информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшую роль в помещениях ДОУ, где осуществляется образовательный процесс с детьми ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Адаптированной программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи) соответствует поддерживающим, предупредительным и подготовительным условиям постепенного введения ребенка в социум. Специфика социальных потребностей детей с проблемами в развитии и задач коррекционной работы (тяжелые нарушения речи) обуславливает ее коррекционную направленность, которая является основным условием успешности социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами развития.
Ответственные за организацию работы по обеспечению доступности учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, оказание помощи при предоставлении (оказании, выполнении) услуг (работ) в Учреждении:
заведующий хозяйством – Сатина Елена Александровна, Краснова Юлия Геннадьевна;
Заместитель заведующего — Ерохина Светлана Евгеньевна;
старший воспитатель – Попова Наталия Тихоновна.
телефон:8 (47558) 4-03-98.
В 2020-2021 учебном году в МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» обучается 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее «ОВЗ»), из них 1 ребенок инвалид.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
- о специально оборудованных учебных кабинетах
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- о специальных условиях питания
- о специальных условиях охраны здоровья
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья | — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. |
Инвалид | — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В учреждении созданы все условия для воспитания и обучения детей с индивидуальными потребностями:
— вход в здание оснащен предупредительными знаками для слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание будет предоставлено сопровождающее лицо; — инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» введен в эксплуатацию в декабре 1977 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности в группах |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются 3 «ребенка-инвалида» и 34 ребенка с ОВЗ (нарушение речи), которые интегрированы в общеразвивающие группы и получают логопедическую помощь на логопункте и по индивидуально-образовательному маршруту. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Три педагогических работника, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 36 часов. |
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Для детей с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» реализует: 1) Адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанные с учетом «Основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка». Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ ЗПР Адаптированная образовательная программа УО Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Адаптированная образовательная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 2) Парциальную программу «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. 3) Адаптированную рабочую программу по коррекции звукопроизношения для детей 5-7 лет с ФФН в условиях логопункта МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка». Программа адаптирована на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», допущенной Министерством образования РФ. 4) Индивидуальные образовательные маршруты. Дети с ОВЗ обучаются и получают необходимую коррекционную помощь на логопункте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети-инвалиды обучаются в группах общеразвивающей направленности. Основные направления программы: · создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; · создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В программе также учитываются: · индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; · возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Формы работы:
|
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Оборудование и персонал пищеблока «Детского сада «Золотая рыбка» осуществляют потребность воспитанников трехразовым питанием. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. |
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Здание МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет медсестра ТОГБУЗ «Уваровская ЦРБ». В МБДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Педагог — психолог и учитель-логопед проводят индивидуальные занятия с детьми и консультативную помощь родителям. |
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям | Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
Дорожная карта по адаптации ОСЭ